Материалы для публикаций

Материалы для публикаций

Медведи

«Teddy Bear» ведут свою историю с начала ХХ века. Две страны, Америка и Германия, до сих пор всерьез оспаривают право называться родоначальницей плюшевых медведей. Имя «Teddy» медведи получили от президента Теодора Рузвельта, растрогавшего сердца американских граждан тем, что на охоте он отказался стрелять в маленького медвежонка. Торговец Моррис Мичтон немедленно выпустил в продажу плюшевых медведей, чем положил начало крупнейшей в Америке «игрушечной» империи «Ideal Toy». Примерно в то же время, в Германии Маргарет Штайфф сделала медведей на шарнирах, которые выставила на Лейпцигской ярмарке игрушек. Мир охватила мишкомания. Через несколько лет во многих странах Старого Света начали производить собственных медведей. В наши дни ранние teddy bears стали предметом коллекционирования наравне с антикварными куклами, им посвящены специализированные аукционы, а цена лота может достигать десятков тысяч долларов.

В 70-е годы ХХ века, с развитием искусства художественной куклы, на Западе начали создаваться первые дизайнерские медведи Тедди. Они сразу же стали крайне популярны и прочно заняли свое место среди предметов коллекционирования, а вокруг них возникла целая «медвежья» индустрия: фабрики, выпускающие специальные материалы для изготовления медведей, профессиональные журналы и книги, аукционы, выставки, конкурсы и мастер-классы известных художников. Авторские медведи с успехом выставляются и продаются в престижных кукольных галереях.

Для российской публики медведей Тедди открыла в конце 90-х годов прошлого века «Кукольная Галерея Вахтановъ Ирины Мызиной», включавшая европейских и американских мишек в экспозиции своих кукольных выставок. Немедленно возник огромный интерес, как к собиранию медведей, так и к их созданию. В России первой технологию изготовления медведей Тедди начала преподавать в Школе Кукольного Дизайна Светланы Воскресенской пермская художница Наталья Катаева. Когда работы первых российских художников-теддистов стали соответствовать мировым требованиям, Светлана Воскресенская представила их в 2002 году на суд европейских ценителей на выставке «Teddybear Total» в немецком Мюнстере. В последующие годы российские теддисты стали активно завоевывать сердца зарубежных коллекционеров своей интеллектуальностью, вкусом, своим особым взглядом на художественный образ медведей. Сейчас весь мир признает за российскими художниками собственный оригинальный стиль в искусстве создания плюшевых медведей и высокий технологический уровень представляемых работ. А знаменитая немецкая художница Хильдегард Гюнцель в коллекции 2005 года дала в руки одной из своих фарфоровых кукол медведя, сделанного по лекалам российской художницы Елены Юровой.

Куклы

История художественной куклы как особого вида искусства ведет свое начало с 60-х годов ХХ века, с образования Национального Института Американских Художников-Кукольников (NIADA), ставшего престижнейшей «кукольной» организацией мира. Кукольное искусство развивается как синтез многих традиционных видов: живописи, графики, дизайна, скульптуры, театрально-декорационного, а внутри него сложилось множество самостоятельно существующих направлений со своими законами и традициями: fashion doll (куклы-модницы), эльфы, baby doll (куклы-младенцы), тролли, классические кукольные девочки, фантазийные скульптуры и другие. Из материалов, выпускаемых во всем мире для создания кукол, наиболее популярны сейчас у художников фарфор, полимерные глины, самоотвердевающие пластики и текстиль. Куклы создаются в единственном экземпляре (one-of-a-kind) или ограниченным тиражом (limited edition) и всегда имеют собственную маркировку и авторский сертификат.

В России первые авторские куклы появились приблизительно 15 лет назад с созданием московской галереи «РозаАзора», а с 1997 года, после проведения «Кукольной Галереей Вахтановъ Ирины Мызиной» в ЦДХ I Международной Выставки Художественных кукол, новое искусство получило широкую известность и активное развитие. К настоящему времени в разных городах России работают крупные кукольные галереи, был создан Клуб Коллекционеров Кукол России, Международная организация авторов кукол (МОАК), выпускаются специализированные печатные издания «Кукольный мастер» и «Мир кукол», второй год подряд с огромным успехом в Москве прошел «Международный Салон Кукол».

Коллекционирование

Сегодня, когда кукла обрела свою художественную ценность и стала полноправным предметом искусства, постоянно увеличивается количество людей, собирающих кукол, причем почти половина страстных коллекционеров — мужчины. По своей популярности коллекционирование кукол превзошло во многих странах мира такой традиционный вид собирательства, как филателия. Среди самых знаменитых коллекционеров мира имена Дины Верни, принцессы Дианы, Деми Мур, Майкла Джексона. В России широкий интерес к коллекционированию современных художественных кукол возник в конце 90-х годов ХХ века и, постепенно набирая обороты, превратился в настоящий собирательский «бум».

Как правило, кукольные коллекции начинаются с полученного подарка или с желания украсить свой дом, сделать интерьер более изысканным и оригинальным. Правильно подобранные куклы удивительным образом организуют пространство, наполняя его особой энергетикой. Коллекционирование кукол — занятие престижное и изысканное. Оно требует не только финансовых средств, но и специальных знаний, ведь коллекция становится особенно интересной именно тогда, когда обладает внутренней оригинальной концепцией.

Особый вид коллекционирования — собирание антикварных кукол. Это направление имеет иные истоки и наиболее близко музейному собирательству, а многие российские коллекции ведут свое начало с 60-х годов ХХ века. Самая известная коллекция принадлежит Юлии Вишневской и экспонируется в Музее Уникальных Кукол в Москве. Крупными собраниями обладают Сергей Романов, Аркадий Матюнин, а на II Международном Салоне Кукол можно было увидеть интересные экспозиции коллекционеров Елены Барановой и Елены Скляровой.

Репликанты

Антикварные куклы компаний «Jumeau», «Bru», «Kammer and Reinhard», «Steiner« и других, не менее известных, пользуются большой любовью коллекционеров, и спрос на них растет год от года. Соответственно спросу год от года растут и цены на подобных кукол, что сделало их не всегда доступными для широкого круга любителей антикварных кукол. Поэтому в мировом кукольном искусстве возникло отдельное художественное направление по созданию кукол — репликантов антикварных кукол. Репликант ( «replica» англ. — «точная копия») — это абсолютно точное воспроизведение антикварной куклы, сделанное с соблюдением старинных кукольных технологий и строго выдержанное по материалам и цветовой гамме в соответствии с оригиналом. Для достижения полной идентичности художники, работающие с репликантами, используют слепки с оригинальных форм антикварных кукол, парики из натуральных волос, хрустальные глазки, тончайшие кружева старинной работы, выкройки кукольной одежды и кожаную обувь по образцам эпохи. Для каждой куклы-репликанта изготавливается специальный сертификат с именем автора и сведениями об антикварной кукле-оригинале.